Главная > Статьи > Архивное дело > Общество > 8 способов привлечь новых посетителей в архив

8 способов привлечь новых посетителей в архив

Прочитать позже   Отправить по e-mail

8 способов привлечь новых посетителей в архив
Архив – место непопулярное. Временно непопулярное. К такому выводу пришли британские архивисты, которые начали бороться со старыми стереотипами и низкой посещаемостью при помощи традиционных и нестандартных решений. Предлагаем взять на вооружение несколько профессиональных приемов.

Низкая посещаемость архива – проблема универсальная. С ней в равной степени сталкиваются и сотрудники небольших российских архивов, и их более удачливые коллеги из-за рубежа. Зачастую решение этого вопроса упирается в финансы. Как известно, проведение мероприятий для узкой и широкой общественности требует не только энтузиазма, но и реальной финансовой базы. Однако опыт британских архивов показывает, что в некоторых случаях для привлечения новых посетителей и решения текущих проблем достаточно тех ресурсов (кадровых и материальных), которыми архив уже располагает. Предлагаем вашему вниманию свежие примеры из практики архивных учреждений Великобритании (в том числе отделов по делопроизводству), с полным списком и детальным описанием которых можно ознакомиться на официальном сайте Национальных архивов (англ.).

Essex Record Office: работа по привлечению студентов

Совместно с Университетом Эссекса сотрудники Essex Record Office организовали серию встреч со студентами-первокурсниками, обучающимися по специальности «История». Цель проекта – изменить отношение к архивам и показать аудитории, как можно использовать местные архивные фонды в качестве источника информации во время учебного процесса. В первую очередь это касается студенческих курсовых, дипломных и диссертационных работ. О том, какие документы представлены в архиве и как с ними работать, студентам рассказали во время трех однодневных экскурсий. Архивный тур включал в себя общее знакомство с архивом, его документальным фондом (включая аудио- и видеозаписи) и конкретными примерами того, как архив может быть полезен в проведении научной работы. Всего за три дня Essex Record Office посетили 77 студентов, для которых этот визит был обязательной частью учебной программы. По результатам опроса, проведенного сотрудниками архива, 68% студентов изменили свое отношение к архиву. Так, до знакомства с ним, у большинства опрошенных он ассоциировался с чем-то «пыльным», «строгим», «для пожилых», «для историков» и др. После посещения архив стал восприниматься как легкий в использовании, современный и полезный. 71% респондентов отметили, что они намерены обратиться к «сокровищам архива» повторно.

Flintshire Record Office: создание образовательного ресурса для школ

Изначально в архиве возникла идея создания платных дидактических материалов для школ. В частности, предполагалось создание учебного пособия и CD-диска для учителей истории, которые были бы полезны в подготовке школьных уроков. После обсуждения было принято решение уйти от бумажных и электронных носителей и реализовать проект бесплатного онлайн-ресурса. Предварительно сотрудники архива провели с учителями несколько встреч с целью выяснить, насколько актуален в их работе подобный проект и какие материалы они хотели бы видеть на сайте. После этого с двумя университетами (University of Chester и Glyndŵr University) была заключена договоренность о стажировке в архиве нескольких студентов. На протяжении трех лет существования проекта временную работу (по 6 недель) в стенах Flintshire Record Office получили три студента, которые занимались разработкой дизайна и наполнением сайта. В настоящее время работы продолжаются.

Sandwell Community History and Archives Service: постановка пьесы для школьников

Архивная служба Сэндуэлла при участии представителей средних школ и городских сообществ реализовала успешный творческий проект How d’You Know That. «Откуда ты это знаешь?» – пьеса для чернокожих детей и других меньшинств, в основе которой лежат реальные события (в 1965 году этот город в графстве Стаффордшир посетил известный американский борец за права чернокожих Малькольм Икс). Для постановки пьесы были приглашены профессиональные актеры (афро-карибы и азиаты). Два выступления из шестнадцати показанных были сняты профессиональными операторами. В марте 2013 года вышел DVD с пьесой. По окончании выступления школьникам рассказали, как можно использовать архив во время учебы. В общей сложности в проекте приняли участие 193 школьника. Большинство из них ранее либо никогда не были в архиве, либо вообще не подозревали о его существовании.

Berwick-upon-Tweed Record Office: подготовка учебных материалов для маленьких детей

Архивная служба этого небольшого города на восточном побережье Англии решила охватить самую молодую аудиторию – детей от 3 до 5 лет. Цель проекта – выяснить эффективность ресурсов архива как обучающего инструмента в воспитании детей выбранной возрастной категории. Весь комплекс запланированных мероприятий включал пилотные групповые уроки, пилотный визит детей в архив для установления формата будущих встреч, а также создание «банка ресурсов» (с планами уроков для малышей) и внедрение электронного архива с последующей выгрузкой на сайт. В основном в ходе занятий и встреч с около сотней детей были использованы визуальные материалы: фотографии, открытки и фильмы. На основе проведенных мероприятий сотрудники архива разработали планы занятий и подготовили материалы по следующим темам: «Все обо мне и моей семье», «Транспорт», «На море», «История» и др. Воспитатели получили цифровые и бумажные материалы для дальнейшего использования с малышами.

Hampshire Record Office: привлечение студентов к работе с архивным каталогом

В рамках проекта Revisiting Collections сотрудники архива пригласили студентов из Trealor College (был основан на базе некогда действовавшей «больницы инвалидов») ознакомиться с коллекциями колледжа, которые хранятся в его фондах с 1994 года. Проект преследовал две цели: с одной стороны, более 30 посетителей смогли увидеть коллекции родного колледжа в новом свете (программа была частью паралимпийского движения), с другой, помочь архивистам в составлении описаний к материалам Trealor College, многие из которых не имели ни дат, ни имен. Всего было проведено 4 встречи со студентами и организовано 3 визита студентов непосредственно в архив: экскурсия и демонстрация архивных документов (архивный фильм и показ 10-20 фотографий).

North Yorkshire County Record Office: работа с юными правонарушителями

Один из самых практичных британских проектов был разработан North Yorkshire County Record Office совместно с HM Young Offenders Institution. Цель проекта – обеспечить для молодых преступников (старше 14 лет) доступ к образовательным ресурсам и возможность получить формальную квалификацию. Для того чтобы показать подросткам и молодежи жизнь преступников в прошлом, группе из 15 человек было поручено провести исследование на заданную тематику (истории других молодых правонарушителей) в рамках проекта Changes in Society. Архив предоставил в пользование уголовную книгу полиции 1890 года. На основе собранных материалов были подготовлены презентации, которые должны были послужить хорошим уроком для юных зрителей. За счет договоренности между HM Young Offenders Institution и City College Manchester также была реализована образовательная программа, позволяющая молодым преступникам получить формальную квалификацию.

Devon Record Office: творческие семинары для подростков

Сотрудники архива приняли участие в проекте Stitch in Time. Его цель – помочь подросткам познакомиться с новой для них творческой деятельностью и зарядить их идеями для будущей работы. Для достижения поставленной цели был организован ряд семинаров по работе с текстилем Make Do and Mend (о починке и творческой «реабилитации» старых вещей). Под руководством архивистов подростки шили, декорировали, вышивали с использованием современных технологий (например, распечатка рисунков для вышивки). Архивные документы стали для участников воркшопов источником вдохновения. Из предоставленных в пользование книг они смогли узнать, как чинили одежду и перерабатывали материалы в военное время и какие технологии используются сегодня.

Suffolk Record Office: решение проблемы каталогизации за счет привлечения волонтеров

Большие пробелы в каталогизации – одна из основных проблем, которая мешала активному использованию архивных фондов Suffolk Record Office. Для ее решения были приглашены волонтеры от 16 лет, для привлечения которых были использованы несколько «приманок». Работа с каталогом документов позволяла студентам, во-первых, получить новые профессиональные навыки, во-вторых, познакомиться с историей Саффолка и, в-третьих, внести посильную лепту в общественное документальное наследие. Как признаются архивисты, ситуация в архиве была плачевной: пробелы в каталогизации документов 1993-1996 и 2000-2005 годов. В 2008 году от нехватки описаний страдали уже 40% документов. Полностью некаталогизированы оказались 28% архивных фондов. На каталогизацию были отправлены 8600 единиц хранения (с 1570 по 2008 годы включительно). Для этих целей пришлось нанять двух новых сотрудников: координатора волонтеров и архивиста по каталогизации. Волонтеры трудились над 29 коллекциями (фотографии, деловые архивы, карты и др.) и провели за работой 3825.85 часов (по состоянию на конец февраля 2010).

НААР.РУ © 
фото: bookboon.com

Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.