Главная > Статьи > Правоприменительная практика > Общество > Что такое коммерческая тайна

Что такое коммерческая тайна

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Что такое коммерческая тайна
Общая стратегия развивающегося государственного учреждения и частного предприятия в отношении информации, имеющей экономическую стоимость, строится в рамках Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". За разъяснениями о том, с чем имеют дело руководители и топ-менеджеры, когда защищают один из источников конкурентного преимущества, мы обратились к преподавателю Московского государственного юридического университета (МГЮА), к.ю.н. Евгению Суворову.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеназванного закона под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

При этом от коммерческой тайны как режима конфиденциальности следует отличать информацию, составляющую коммерческую тайну.

Под такой информацией понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Иными словами, коммерческая тайна это всего лишь режим конфиденциальности, который вводится в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

Речь должна идти об информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В целом потенциальные обладатели информации свободны в определении того, какая именно информация составляет для них коммерческую ценность и потому может защищаться путем установления в отношении нее режима коммерческой тайны. Это могут быть сведения о контрагентах, структуре поставщиков, клиентах организации, структуре производства и так далее.

Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну

В соответствии со статьей 5 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Какие действия необходимо совершить, чтобы защитить коммерческую тайну

Установление режима коммерческой тайны является ключевым вопросом при рассмотрении соответствующих споров впоследствии. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер: 

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 
  2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 
  5. нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна"с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Так, нередко суды отказывают в удовлетворении требований обладателей соответствующей информации в связи с ее разглашением, ссылаясь на то, что обладателем информации не были приняты меры по охране конфиденциальности информации, указанные в статье 10 Закона о коммерческой тайне. 

Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу N А57-11021/2011 рассматривался спор о взыскании убытков с бывшего сотрудника компании, который использовал клиентскую базу бывшего работодателя (речь шла о бизнесе по распространению товаров по каталогам OTTO). Суд отказал во взыскании убытков, в частности, указав следующее. Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения обществом условий по установлению режима коммерческой тайны и охране конфиденциальности информации в отношении клиентской базы, руководствуясь положениями статьи 1064 ГК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что заключение ИП Юшковой Ю.В. договоров с контрагентами ООО "ЛюксуРита" само по себе не может свидетельствовать о причинении убытков обществу, а потеря клиентов у одного из них не является безусловно следствием использования предпринимателем сведений, составлявших коммерческую тайну общества. 

При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно отклонили доводы общества о том, что Юшкова Ю.В. была предупреждена о режиме коммерческой тайны, так как из имеющейся расписки Юшковой Ю.В., которая датирована числом, предшествующим даты образования ООО "ЛюксуРита", о получении пароля для входа в систему принятия и обработки заказов не следует о предупреждении Юшковой Ю.В. о конфиденциальности информации клиентской базы, а в силу пункта 2 статьи 1472 ГК РФ лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Е. Суворов 
 преподаватель Московского государственного
 юридического университета (МГЮА), магистр частного права
к.ю.н.
Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Материалы по теме:

Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.