Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Статьи > Архивное дело > Как создать и улучшить архив компании

Как создать и улучшить архив компании

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Сегодня архив стал необходимостью для каждой компании. Но перед тем как проводить в жизнь выработанную политику архивирования, каждая организация должна оценить свои архивные потребности и задать ряд важных вопросов.

Архивирование – это упорядоченный способ хранения информации с целью ее повторного использования. Сегодня архив стал необходимостью для каждой компании. Но перед тем как проводить в жизнь выработанную политику архивирования, каждая организация должна оценить свои архивные потребности и задать ряд важных вопросов.

Понимание важности архивирования едва ли не важнее самой информации, которая хранится в архиве. Те руководители, которые уже осознали ценность архива для корпоративного блага перешли к структурированию данных как в бумажном, так и в электронном виде.

Зачем архивировать? Три основные потребности


Архив отвечает трем потребностям пользователей.

Первая и наиболее важная – это необходимость для предприятия доказать, что она сделала или чего не сделала. Речь идет о случаях, когда необходимо подтвердить те или иные действия перед надзорными органами или во время судебных споров. В обоих ситуациях компания должна предоставить контрольным органам все необходимые документы для защиты своих прав и интересов.

Вторая потребность относится к повторной утилизации данных в отношении таких документов, которые представляют собой результаты исследований. Они могут оказаться полезными для нового проекта. Кроме того, неоднократное использование информации может быть обусловлено желанием сэкономить, поскольку проведение некоторых операций обходится компании слишком дорого или требует больших временных затрат.

Третья потребность – сохранить корпоративную память. Это необходимо, чтобы утвердить корпоративную культуру, позволяющую эффективнее выстраивать отношения с клиентами, партнерами, сотрудниками, а также создавать имидж компании в обществе.

Каковы преимущества архива для компании?


Преимущества архивирования главным образом касаются следующих потенциальных рисков:

Юридические. В работе практически каждой организации наступает момент, когда необходимо доказать факт проведенной операции или отстоять свою позицию в суде. Это влечет за собой создание архива документов, которые потенциально способны спасти честь компании в случае возникающих споров.

Логистические. Документы были грамотно архивированы с технической точки зрения, но практически доступ к ним невозможен. Это возможно в случае неправильной логистической политики. Проблемы в работе с архивными документами появляются, когда они не были классифицированы для последующего поиска и имеющаяся система действует неслаженно. Представьте себе огромный логистический центр, который компания использует для хранения тонн документов. Если в такой системе не будет порядка, то поиск простой бухгалтерской ведомости может стать невыполнимой миссией.

Финансовые. Финансовые риски состоят из двух частей. Во-первых, это размер штрафа и обложение налогом либо правовое наказание в результате финансовых махинаций. Во-вторых, существует косвенный эффект: время, потерянное на поиски документов, могло быть использовано для выполнения профильных задач, от выполнения которых зависит успех компании в целом.

Технические. Данная группа рисков имеет отношение к обеспечению сохранности информации и доступа к ней. В случае если по каким-то техническим причинам (сбой в системе, если речь идет об электронном документообороте) привычный доступ к делам был перекрыт, на помощь может прийти бумажный архив документов. Сегодня многие компании отдают предпочтение электронному архиву, подкрепленному бумажным. Однако и здесь возможны свои риски, связанные с устареванием форматов и инструментами (программным обеспечением) для воспроизведения данных.

Риски, связанные с обеспечением безопасности. Конфиденциальные данные (стратегические и персональные) могут с легкостью утечь за пределы компании, в особенности если они находятся в общедоступном месте. Архивные помещения имеют дополнительный уровень защиты, что позволяет предотвратить риски несанкционированного доступа.

Как создать архив: важные вопросы


Главная задача компании, связанная с архивированием документов, касается оптимизации своих собственных потребностей. Отсюда первый вопрос: что мы будем архивировать? Вслед за ним следует озадачиться другими проблемами: почему или зачем? как долго? Это наиболее общие вопросы, ответить на которые можно благодаря набору вспомогательных.

Какие документы нужно хранить?

В первую очередь при создании архива нужно помнить о критерии важности документа для бизнес-процессов компании. Важным считается тот документ, который помогает ей развиваться или по крайней мере не препятствует этому.

Зачастую сотрудники архивных отделов или лица, исполняющие их обязанности (бухгалтеры, офис-менеджеры и др.), не уделяют должного внимания созданию единой картотеки архивных данных, которая бы позволила оперативно находить нужный документ.

Другая проблема – непонимание того, что является важным для организации. Понятие важности документа порой становится слишком субъективным. Что может быть признано важным и первоочередным для архивирования?

  • текущие архивы компании – текущие документы – иные документы, созданные ранее, которые могут потребоваться компании в момент наступления случая страховой ответственности;
  • юридические документы, которые должны храниться согласно установленным законом требованиям;
  • вспомогательные документы;
  • документы, которые могут быть использованы в будущем;
  • документы как носители исторической памяти.

Как отбирать документы для архивного хранения?

Каждый тип документов имеет свои особенности. Однако существует два общих параметра, позволяющих систематизировать архив документов:

  • уязвимость информации (конфиденциальность, уникальность и трудность в реставрации, либо, наоборот, потоковая информация, легкая по содержанию и воспроизведению);
  • частота использования того или иного типа документа, от которой зависит уровень его доступности.

Как нужно хранить документы?

Система архивирования должна гарантировать сохранение данных до конца их жизненного цикла в качестве документа. Срок хранения документов определяется в соответствии со следующими критериями:

  • важность документа для уставной деятельности компании;
  • в случае необходимости рассмотрения дел для судебных разбирательств;
  • документы частого и длительного пользования требует увеличенного срока жизни.

Каковы требования к безопасности информации?

Если данные должны быть восстановлены в правовой или в аудиторской среде, необходимо, чтобы они были внесены и чтобы их применение можно было проследить до даты их архивации, начинающейся с момента их создания. Это должно соответствовать нескольким основным требованиям:

  • разборчивость информации;
  • регистрация с момента создания документа;
  • идентификация автора или авторов документа;
  • постоянство данных.

Как оценить объемность документа?

Разные типы документов (счета, электронные письма, протоколы правления и т.д.) имеют разный объем данных в зависимости от их роли на предприятии. В архиве целесообразно ввести картотеку, которая бы это учитывала. Она также поможет:

  • определить приоритеты в управлении документами (самые объемные документы, как правило, наиболее важные);
  • оценить необходимость в складировании (критерий отбора по длительности хранения) и степень издержек.

Какой доступ к документам нужно обеспечить?

При ответе на этот вопрос необходимо учесть два существенных момента. Во-первых, это право доступа, устанавливаемого с целью обеспечить неприкосновенность, например, персональных данных. Только строго очерченный круг лиц получает доступ к важным документам. Во-вторых, кроме типа самой информации, хранимой на носителях, нужно подумать о том, как часто информация будет запрашиваться. Следовательно, при частом обращении необходимо предоставить возможность оперативного поиска документов, что возможно только благодаря упорядочиванию документов в архиве.

Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Материалы по теме:



Семинары

Все семинары

Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru