Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Статьи > Архивное дело > Общество > Культурное наследие Британии: Херефордская карта

Культурное наследие Британии: Херефордская карта

Прочитать позже   Отправить по e-mail

В начале 2014 года из творческой «лаборатории» компании BBC вышел фильм The Beauty of Maps, который приковал к себе внимание общественности. Не без помощи британских архивистов и историков. Он не только раскрывает перед зрителем прелести одной из самых старейших средневековых карт в мире, но и учит всех ученых-гуманитариев тому, как правильно знакомить широкую аудиторию с культурным наследием.

Херефордская карта - крупнейшая в мире карта средневековой Европы

Сегодня в Британской библиотеке Лондона (The British Library) хранится около 4,5 миллиона карт. Пленительные своей художественной красотой и загадочные по внутреннему содержанию эти исторические документы гораздо больше, чем наглядная репрезентация физического мира. Древние карты – это синтез географии, истории и искусства. Они рассказывают нам не только, откуда мы, но и кто мы, поскольку в них отражено наше видение мира.

Херефордская карта в соборе

Херефордская карта (Hereford Mappa Mundi) – настоящая жемчужина, которой нет равных во всем мире. Из 1100 картографических памятников эпохи Средневековья это самая крупная карта, сохранившаяся до наших дней. Долгое время она провела в Херефордском соборе (Hereford Cathedral) с небольшими перерывами: например, в военное время ее прятали в более надежных местах, а в 1946 году документ был возвращен в коллекцию собора. В 1988 году уникальную карту хотели продать, однако благодаря помощи национального фонда National Heritage Memorial Fund и некоторых благотворителей она осталась украшать стены старинного собора и по-прежнему удивлять посетителей своей невообразимой сложностью.

Автор карты: Richard of Haldingham and Lafford

В те далекие времена, когда Данте Алигьери песнь за песней писал «Божественную комедию», а Марко Поло миля за милей прокладывал путь в Азию, на свет появилось огромное «полотно мира» (букв. пер. mappa mundi), ставшее для современных исследователей окном в средневековое сознание. Херефордская карта выполнена около 1300 года на цельном куске телячьей коже размером 158 на 133 см. Она была плодом совместных усилий художников и писцов. На полях сохранилась надпись на старофранцузском языке, которая гласит, что автором шедевра является Richard of Haldingham and Lafford, известный также, как Richard de Bello.

Эта карта вне логики и времени. Она захватывает воображение и опытных экспертов, и совсем юных зрителей. Доминик Харбор (Dominiс Harbour) влюбился в этот шедевр, будучи мальчишкой восьми лет от роду. Однажды в пору студенчества он пришел в собор, чтобы помочь в подготовке новой выставки, и спустя двадцать лет он все еще здесь, но уже в качестве коммерческого директора. «Я думаю, что эта карта обезоруживает любого, кто соприкасается с ней», – говорит Доминик. В чем же заключена ее сила?

Причудливая география карты

Для непосвященных Херефордская карта – это в первую очередь картографический документ. Однако ученые-историки знают, что на ней представлен не только физический мир, но и энциклопедия человеческого бытия, преломленная сквозь призму средневекового мышления.

Башня Иерусалима - центральная точка Херефордской карты

Первое, что приковывает взгляды, – это циркулярное строение карты. На удивление современных зрителей, в середине этого многослойного шедевра находится Иерусалим. В самом центре священного города – изображение круговой башни (куда раньше помещался компас) с небольшим отверстием. Именно из этой центральной точки в сложном ансамбле расползаются надписи и образы Херефордской карты: 500 рисунков, изображающих 420 городских поселений, 15 библейских историй, 33 растения, животных, птиц и диковинных существ, а также 32 картинки людей и 8 мифологических сюжетов.

Эсседоны

«Маленькое чудо», – подумает неискушенный зритель. «Чудовищный мир!», – воскликнет ученый викторианской эпохи Чарльз Бизли (Charles Beasley). Действительно полотно карты наполнено монструозными образами. Например, скиф с огромной ногой, использующей ее в качестве заслона от солнца, или рядом с ним фигуры эсседонов, поедающих тела своих родителей во время праздничного застолья.

Один из причудливых образов карты

Эксперт в области картографии Питер Барбер (Peter Barber), глава картографического департамента в Британском музее, как и многие другие специалисты, отмечает, что при первом взгляде на Херефордскую карту зрителя невольно охватывает растерянность и смущение. «Нет знакомых мест и ориентиров. Все, что есть перед глазами, – это галерея странных существ и вещей, которые с трудом можно сразу распознать», – говорит картограф. На карте нет реальных границ мира. Она как будто лежит вне пространства. Историк искусства Марсия Купфер (Marcia Kupfer) поясняет, что для понимания исторического документа нужно знание внутренней структуры, без которых расшифровка карты просто невозможна.

На первый взгляд кажется, что всему виной география. Мы привыкли смотреть на карту, ориентируясь на север, который на современных картах находится наверху. Херефордская карта организована по иному принципу: она начинается с востока, который занимает место севера. Это главное географическое «искажение» карты, из-за чего в ней сложно отыскать знакомые ориентиры. Но если перевернуть ее и расположить привычным для нас образом, начиная с севера, то можно легко опознать страны и континенты: Великобритания в верхнем левом углу, Средиземноморье, Африка, Азия справа и т.п.

Почему Херефордская карта и другие средневековые карты ориентированы на восток? Карты эпохи Средневековья были вписаны в христианский контекст, комментирует историк Катрин Делано-Смит (Catherine Delano-Smith). География имела для автора карты второстепенную роль и, скорее, выступала в качестве фона. Главный смысл находился в иной плоскости: согласно христианским воззрениям, человеческое мироздание началось на Востоке, отсюда и необычное расположение топографических объектов. 

Херефордская карта – энциклопедия истории человечества

Главная задача карты – передать не физическую точность, а историю человечества с начала времен и до предполагаемого конца света. Этот смысловой уровень разворачивается в тесной связи с физическим миром. Кроме больших и малых городов, морей и рек, Херефордская карта описывает события близкого и далекого прошлого. В этой истории мира есть и Ноев ковчег, и распятие Христа, и подвиги Александра Македонского.

Ноев ковчег 

На плоскости карты география, история и время сливаются воедино. Настоящее как бы сталкивается с далеким прошлым, что заставляет зрителя искать ценность карты за пределами ее топографических смыслов. Важно отметить, что карту из Херефордского собора не использовали в привычном смысле этого слова – для того чтобы добраться из пункта А в пункт Б. Она была предназначена не для маршрутоискательства, а для отражения мироустройства и всего сущего.

Историки изучают первоисточники

По мнению ученых, сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в качестве источников автор карты использовал как минимум с десяток книг. Известно, что содержательно она во многом обязана «Естественной истории» Плиния – обширному труду энциклопедического характера об истории мира. В этом смысле карту можно прочитать как энциклопедию жизни людей и животных.

Фрагмент Херефордской карты

Сначала зритель видит знакомых ему существ – огромную ящерицу на солнце, слона и пр., но чем дальше взгляд убегает от Иерусалима, тем причудливее становятся образы из неизведанной части мира: люди с головами собак, гермафродит с женскими и мужскими гениталиями, существо с глазами на груди и др. Ученые объясняют, что все эти существа были нанесены на карту не для развлечения, а для представления классических знаний о мире.

Теологический аргумент

Есть у карты и еще более глубокий смысловой слой: теология – последний уровень, скрытый в Херефордской карте. Все монструозные существа времен классической античности, изображенные на полотне, являлись для средневекового человека доказательством силы божьего промысла: если бог смог сотворить таких существ, значит, в его воле заставить тело бесконечно страдать в адских муках. Карта служила аргументом в пользу теологической теории о троечастном строении мира и напоминанием о том, что ждет неблагочестивых людей после смерти.

Лик Христа наверху Херефордской карты

Более того, она приводила зрителя к мысли о необходимости постижения мира за физическими границами. Вверху карты на себя обращает внимание светлый лик образа Иисуса Христа: по левую руку от него находится рай, по правую – в аду мучатся обреченные на вечные страдания грешники. Это картина судного дня, который графически связан с циркулярной организацией карты. Мир – это диск, внутри которого кипит многообразная жизнь, вращаемая силой времени и останавливаемая силой смерти, но за его пределами лежит иное царство – вечность, куда после смерти прибывает каждая душа.

Momento mori Херефордской карты

В нижнем левом углу изображен человек на коне, который уходит из этого мира и машет на прощание рукой. Скрытый посыл образа: «Вот он мир, человек, насладись им, но помни, что скоро и тебе придется покинуть его, но уходя не жалей об этом». Карта, которая на первый взгляд служила прославлению жизни, на самом деле оказалась свидетельством смерти – momento mori для средневекового человека.

Современная интерпретация Херефордской карты художником Грейсоном Перри

Сегодня Херефордская карта продолжает вдохновлять ученых и художников по всеми миру. На основе старинного полотна Грейсон Перри (Grayson Perry) создал аналогичную циркулярную карту, но в собственной интерпретации.

Восстановленная Херефордская карта

Благодаря современным технологиям дизайнеры из лондонской компании The Folio Society выполнили первую аутентичную репродукцию карты. Впервые историки и широкая общественность увидели, какой карта была много лет назад.


НААР.РУ 
© 

Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Материалы по теме:



Семинары

Все семинары

Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru