Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Статьи > Общество > Метод решает все: как технологические «игрушки» изменили лицо исторических исследований

Метод решает все: как технологические «игрушки» изменили лицо исторических исследований

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Метод решает все: как технологические «игрушки» изменили лицо исторических исследований
Пока мы закрывались в читальных залах и делали записи на 1023-м листе нашего конспекта, иностранные ученые-историки объединились с айтишниками для создания уникальных исторических проектов, которые в корне способны изменить представление о том, какой может быть современная история и архивная наука.

Большие данные, составление цифровых карт, международная онлайн-коллаборация… Пока мы закрывались в читальных залах и делали записи на 1023-м листе нашего конспекта, иностранные ученые-историки объединились с айтишниками для создания уникальных исторических проектов, которые в корне способны изменить наше представление о том, какой может быть современная история и архивная наука.

С появлением цифровых технологий в гуманитарных и социальных науках произошли существенные сдвиги, главным из которых стало возникновение новой методологии исследований, основанной на понятии данных как большого массива информации. В этой связи некоторые технологически продвинутые ученые выступили с призывом отказаться от разного рода –измов и взять на вооружение современные технологии в качестве основного метода обработки, анализа и представления информации.

Именно благодаря применению электронных устройств и программных средств стало возможным использование больших массивов данных (big data), которые в силу своего объема открывают перед нами новые перспективы исследований. О каких перспективах идет речь? На этот вопрос попытались ответить сотрудники National Science Foundation и некоторых других институтов Канады и Великобритании, которые сообща запустили международный проект Digging Into Data Challenge. Его главная цель – помочь исследователям выяснить, как большие данные способны изменить лицо современных гуманитарных наук. 

Глава департамента цифровых гуманитарных исследований одной из спонсирующих организаций National Endowment for the Humanities Бретт Бобли (Brett Bobley) считает, что анализ беспрецедентных по своему объему данных способен выявить такие модели и тренды, которые позволят поставить перед учеными самые неожиданные вопросы для будущих научных изысканий. По его словам, технологии не просто делают науку более эффективной, но и направляют научную мысль в новом русле.

Первые попытки в области цифровых гуманитарных исследований были предприняты несколько лет назад. Однако до сих пор историки, которым, казалось бы, всегда приходилось иметь дело с большими массивами данными, не спешат отдаваться во власть нового тренда. К примеру, только в 1 случае из 300 запланированных на 2011 год панельных заседаний American Historical Association была затронута тема цифровых методов в исторических исследованиях. 

В то же время в странах Запада и США растет число университетов, профессиональных ассоциации и частных институтов, заинтересованных в развитии этого направления работы. Коммерческий сектор также не остается в стороне. К примеру, в 2009 году компания Google выделила на спонсирование исследований в области цифровых гуманитарных наук 1 миллион долларов.

База данных архивных документов – прямой путь к новым открытиям

Mapping the Republic of Enlightenment

Студенты и преподаватели Стэнфордского университета под руководством Дэна Эдельштайна (Dan Edelstein), а также при участии ученых Оксфордского университета в Англии создали уникальный в своем роде междисциплинарный проект Mapping the Republic of Letters, который, образно говоря, стал продуктом скрещивания гуманитарных и компьютерных наук. Новая методология исследования и представления данных позволила визуализировать то, какой путь проделали письма мыслителей эпохи Просвещения: траекторию их перемещения и динамику развития этой глобальной сети во времени.

Между делом участникам инновационного исследования удалось доказать, что социальные сети – феномен с длинной бородой. Задолго до появления таких известных сообществ, как ВКонтакте, Facebook и Twitter, в Европе и США существовала так называемая «Республика писем» (Republic of Letters), которая представляла собой сложную сеть лучших мыслителей эпохи Просвещения. В нее входили писатели, ученые, философы и те, кто внес значительный вклад в развитие культуры того времени: Вольтер (18 тысяч писем!), Лейбниц, Руссо, Дидро, Ньютон, Франклин и др. Для составления карты «Республики писем» была использована база данных архивных документов Electronic Enlightenment, которая включает свыше 55 тысяч писем и прочих материалов переписки 6,4 тысячи корреспондентов. Ученые смогли проследить (подобно тому, как это происходит в современных GPS-системах) географическое происхождение и пункт назначение каждого письма.

Mapping the Republic of Enlightment

Неожиданным открытием стало опровержение ранее существовавшей теории о том, что Просвещение началось в Англии и затем получило распространение в других странах Европы. Карта путешествий нескольких десятков тысяч писем показала, что переписка между Лондоном и Парижем составляет лишь небольшую часть от общего объема. Это заставляет задуматься над тем, была ли на самом деле Англия колыбелью просвещенческой мысли и, быть может, зарождение вольнодумных идей произошло раньше, чем предполагали историки.

Mapping the Republic of Enlightenment: Voltaire

Старшие коллеги Эдельштайна считают его изыскания научной причудой и забавой с технологическими игрушками. Но исследователь уверен, что такие игры в конце концов могут привести к интересным открытиям.

Онлайн-коллаборация как новая модель исторических исследований

Цифровая карта Гобелена из Байё

По мнению Тома Шайнфелдта, директора Center for History and New Media в George Mason University, в научном сообществе наблюдается сдвиг в сторону «посттеоретической эпохи». Этот методологический момент можно сравнить с теми изменениями, которые имели место быть на рубеже XIX-XX веков. В то время ученые были озабочены вопросами систематизации большого потока информации, вызванного к жизни революциями в сфере коммуникаций и науки. Главными направлениями работы в то время стали составление библиографических списков и написание аннотаций к ним, формулировка вопросов исследования и самоопределение историка в новом социальном контексте.

В поисках инструментария, который бы помог свести вместе исследования протяженностью в 350 лет, медиевист Мартин Фойз (Martin Foys) из Университета Дрю в Мэдисоне пришел к идее создания цифровой карты Гобелена из Байё (Bayeux Tapestry) – памятника средневекового искусства, на котором вышиты сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Полотно длиной в две трети футбольного поля (около 68 метров) является одновременно и произведением искусства, и историческим документов, которое практически невозможно изучать традиционными методами. Ни один человек не в состоянии систематизировать столь большое количество данных, и ни одно печатающее устройство не способно точно воспроизвести содержание этого гобелена. Для Фойза данный научный казус послужил толчком к созданию цифровой версии исторического полотна с возможностью добавлять и просматривать комментарии.

Составление таких цифровых карт (digital mapping) имеет большой трансформирующий потенциал для исторических исследований. Последний коллективный проект Фойза, в котором приняли участие специалист в области компьютерных наук Шэннон Брэдшоу (Shannon Bradshaw) и историк Аса Саймон Миттман (Asa Simon Mittman), концептуально представляет собой продолжение ранней работы с Гобеленом из Байё. Однако на этот раз ученые создали онлайн-сеть средневековых карт и текстов, с которыми каждый из них может работать одновременно. После того как конкретная область карты была распознана и снабжена указателями с релевантной ей информацией (тэгами), можно приступать к анализу и сравнению данных о картинках и источниках, поддающихся количественному определению. «Теперь у нас есть новый инструментарий без господства письменного слова», – замечает инициатор проекта.

Помимо использования цифровой визуализации как метода научного исследования, подобные проекты имеют другой важный аспект: они являются коллективными. По сути речь идет о сдвиге традиционной модели одиночных исследований (порой ученые тратят годы своей жизни, просматривая архивы исторических документов) в сторону создания глобального сообщества экспертов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие проекта. «Та легкость, с которой научное сообщество может перейти к проектному сотрудничеству, в корне меняет лицо нашей работы», – пишет Фойз в своей книге Virtually Anglo-Saxon (2007), темой которой в том числе стало влияние технологий на исторические исследования.

* * *

Историк Принстонского университета Энтони Графтон (Anthony Grafton) назвал зарождающуюся научную область цифровыми гуманитарными науками, которые, по его мнению, совершили в научном сознании большой переворот. Однако он предостерегает от переоценки роли технологий в научных исследованиях, поскольку квантификация (количественное наращение и оценка данных) не может обходиться без традиционного метода гуманитарных исследований – интерпретации. «Не стоит забывать, что цифровые технологии – всего лишь средство, а не самоцель», – добавляет Графтон.

Рекомендуемая литература:

Dena Goodman The Republic of Letters: A Cultural History of the French Enlightenment
Martin Foys Virtually Anglo-Saxon

По материалам New York Times
НААР.РУ ©
Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Материалы по теме:

Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru