Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Статьи > Архивное дело > Правоприменительная практика > Основные проблемы взаимодействия с государственными архивами при передаче документов на хранение в современных условиях

Основные проблемы взаимодействия с государственными архивами при передаче документов на хранение в современных условиях

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Основные проблемы взаимодействия с государственными архивами при передаче документов на хранение в современных условиях
В рамках традиционных Гуманитарных чтений, проводимых в Российском государственном гуманитарном университете, состоялось обсуждение правоприменительной практики комплектования архивов в современных условиях. Доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ, к.и.н. Игорь Ромашин проанализировал юридические и структурные аспекты, усложняющие взаимодействие заинтересованных сторон. Предлагаем вашему вниманию доклад спикера.

Прежде всего, следует отметить, что с появлением в 2015 году «Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» фактически было завершено формирование корпуса основных архивных и делопроизводственных правил в современной России.  

Достаточно давно действуют:

  • Правила работы государственных, муниципальных архивов, архивов музеев и библиотек (утверждены приказом Министра культуры РФ от 18 января 2007 № 19, прошли регистрацию Минюста России, регистрационный № 9059), ), 
  • Формы учетных и иных документов к ним в государственных, муниципальных архивах, архивах музеев и библиотек (утверждены приказом Министра культуры РФ от 10 сентября 2007 № 1273, прошли регистрацию Минюста России, регистрационный № 10291), 
  • Правила делопроизводства в федеральных органах государственной власти (утверждены Постановлением Правительства России от 15 июня 2009 № 477), 
  • Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 января 2009 № 3, прошли регистрацию Минюста России, регистрационный № 13882).

Таким образом, нормативное закрепление получили вопросы хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов не только в отношении государственных и муниципальных архивов, но и в отношении архивов организаций-источников комплектования указанных архивов и даже коммерческих архивов.

С 2007 года накоплен значительный опыт реализации действующих норм правил по вопросу передачи документов на хранение. Этим вопросам посвящены несколько статей Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»:

  • Статья 21. «Передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение»; Статья 22. «Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение»; 
  • Статья 22.1. «Сроки временного хранения документов по личному составу»; 
  • Статья 23. «Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами».

Обязанность по передаче включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации архивных документов, документов по личному составу, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, при ликвидации негосударственных организаций в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом установлена пунктом 10 статьи 23 упомянутого Федерального закона.

И здесь следует обозначить первую проблему взаимодействия с государственными архивами при передаче документов, которая возникает при передаче на хранение фондов тех организаций, которые до ликвидации никогда не входили в состав источников комплектования государственных и муниципальных архивов.

Федеральный закон и корпус архивных правил не регламентируют место хранения таких документов, ограничившись указанием, что архив «соответствующий», а основание приема «договор между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом».

И если в отношении документов организаций источников-комплектования термин «соответствующий» вполне оправдан. Это организации, уже включенные в списки источников комплектования государственных или муниципальных архивов, осуществлявшие или осуществляющие сотрудничество между собой в разной степени активности подобного сотрудничества. То как быть с теми организациями, которые зачастую узнают о существовании архивов в момент процедуры ликвидации?

Договор согласно нормам Гражданского кодекса РФ подразумевает свободу волеизъявления субъектов договора. Однако передать документы в любой архив нашей страны, где такая договоренность достигнута, невозможно. В российских архивах, работающих с документами ликвидированных организаций, прежде всего по личному составу, сложилась практика приема документов в архив того региона, где организация зарегистрирована в налоговых органах. «Чужие» (из другого региона, муниципального образования) документы приняты, как правило, не будут.

Представляется, что такой опыт с одной стороны не соответствует духу Федерального архивного закона (задача законодателя, изложенная в пункте 10 статьи 23, сохранить документы по личному составу и с неистекшими сроками хранения), а с другой базовому принципу гражданского права и волевой природе договорных отношений.

Кроме того, существует множество нюансов, которые не укладываются в сложившуюся практику. Организация зарегистрирована в одном субъекте Российской Федерации, а ее работники зарегистрированы в другом. Отсутствует место для приема документов в архиве по личному составу того региона, где организация стоит на налоговом учете. Организация ведет хозяйственную деятельность в различных субъектах России.

Более четкая формулировка Федерального закона могла бы не только «упростить» жизнь архивам и ликвидационным комиссиям и конкурсным управляющим, но и существенно улучшить ситуацию с сохранностью документов ликвидированных организаций, а, в конечном счете, повысить социальную защиту граждан.

Аргумент ряда государственных и муниципальных архивов о том, что в случае поступления документов из другого региона найти их пользователю будет затруднительно или невозможно, критики в условиях развития современных информационных технологий не выдерживает. Есть способы информирования пользователя, начиная от традиционного ЦФК Росархива, заканчивая сайтом соответствующего архива, который индексируется любой поисковой системой.

Как ни странно похожая неопределенность ситуации с передачей документов продолжает сохраняться и в отношении значительного массива документов организаций, которые по природе своей являются фондообразователями государственных архивов. И это вторая из обозначенных нами проблем. Речь идет о территориальных федеральных органах государственных органов Российской Федерации и федеральных организациях (налоговые инспекции, подразделения МЧС, Федерального Казначейства, ПФР и другие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» «документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».

В случае заключения подобного договора документы территориальных федеральных органов и федеральных организаций, конечно, поступят на хранение в архивы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, однако такой договор не может касаться передачи право собственности на эти документы, оно по-прежнему остается за Российской Федерацией. А, следовательно, полномочия по хранению, комплектованию, учету и использованию этих документов также должна осуществлять российская Федерация, либо они должны быть переданы соответствующим федеральным законом субъектам Российской Федерации с одновременной передачей финансовых средств и материальных ресурсов.

Подобный механизм передачи полномочий муниципальным образованиям от субъектов РФ давно и успешно действует в ряде субъектов РФ. Однако до сих пор этот механизм в отношениях РФ и ее субъектов применения не нашел.

Ромашин И.Е. 
 доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ к.и.н.
Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru