Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Статьи > Электронное делопроизводство > Здравствуй, почта, биты, облака

Здравствуй, почта, биты, облака

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Здравствуй, почта, биты, облака
Нам, избалованным цифрой, электронкой, облаками, трудно представить информационный ландшафт прошлых эпох. В Древнем Риме торговцы делали «бэкап» переписки весьма экзотичным способом: они заставляли рабов снимать копии с писем. В более поздние времена компании «тискали» исходящую корреспонденцию, помещая мокрую бумагу письма в большую книгу под прессом. Сегодня технологии уже не те. В лучшем смысле этого слова. Однако, как и многие сотни лет назад, мы по-прежнему озадачены безопасностью данных, попадающих в «котел» переписки. О том, насколько обоснованы эти «страхи», рассказывает руководитель проекта компании «Глобал Офис» Мартынова Кристина.

Почему вокруг так много говорят о безопасности и утечках данных, о фишинге и кибератаках? Почему в правительстве обсуждали «закрытие» Рунета? И почему на днях ФСБ России объявило о создании специального центра по компьютерным угрозам? И почему вы думаете, что вас это не касается? Общая информационная тенденция последних лет неутешительна для тех, кто хочет поставить на офис чугунную дверь и спать спокойно. По последним данным, количество утечек данных в 2014 году выросло более чем на половину. Такие результаты глобального исследования «Индекс критичности утечек данных» (Breach Level Index) приводит компания Gemalto. В цифрах это выглядит еще более убедительно: 1500 утечек данных (рост 49 %) и около 1 млрд скомпрометированных записей (рост 78 %). Вы продаете товары для дома, колбасу или даете населению деньги взаймы? Значит, вы попали в зону высокого риска, потому что чаще всего (по итогам все того же исследования) данные утекают у компаний розничной торговли и сектора финансовых услуг.

По каким каналам из истока уплывают важные биты, байты… гигабайты? Пожалуй, самой типичной сливной «трубой» является электронная почта. На это, например, указывают изыскания компании Proofpoint Inc., разработчика корпоративных облачных решений для защиты электронной почты. В 2012 году она провела опрос среди более чем 300 участников конференции Microsoft TechEd 2012 («корпоративщиков») и выяснила, что, по их мнению и профессиональному опыту, наиболее опасной, с точки зрения потери данных, является исходящая электронная почта. На это звание также претендовали социальные сети, утерянные мобильные устройства, файлообменники и сервисы мгновенных сообщений. Однако именно захват (фишинг) логинов и паролей от рабочих ящиков стал лидером недоверия: фишинг-атаки застали врасплох 51 % респондентов.

Где хранить электронную почту?

Да, могло быть и лучше. Но, пожалуйста, без лишних иллюзий. Абсолютная безопасность информации – это миф. Когда речь идет о выборе способов хранения и передачи электронных писем, мгновенных сообщений и т.п., правильнее говорить об относительно безопасных или наименее опасных путях, которыми может пойти компания в поисках информационного тыла. Давайте вкратце обсудим возможности для хранения электронки.

Первый путь – сервисы веб-почты. Яндекс, Mail.ru, Gmail и пр. интернет-компании регистрируют пользователей с почти искренним удовольствием. Однако мало кто из обывателей знает, что с 1 августа 2014 года в России был введен малоприятный антитеррористический пакет поправок. Согласно принятым изменениям в законодательстве, интернет-компании должны сохранять сведения о пользователях в течение полугода, а, когда судебные органы, ФНС или ФСБ положат на них глаз, они обязаны «принести» отчет на стол по первому требованию просителя.

Второй путь – поставить свое железо, софт, завести в офисе админов разных мастей и держать почтовую систему на очень коротком офисном поводке. Перед тем как запускать в почтовое пространство любимых сотрудников, необходимо провести среди них минимальный инструктаж. Обязательно расскажите о том, что админы не требуют высылать в письме учетные данные. То же самое относится к ПФР, налоговикам и пр. службам, которые не просят личные сведения таким «современным» способом.

Третий путь – выход в «облака». Туда, куда у «атакеров» ни руки, ни голова не достают. Разумеется, что не всякое облако подойдет в качестве электронного хранилища. Веб-облака, плывущие по безбрежному мировому океану данных, могут пойти на дно при первом шторме.

Профессиональные облака, которые создают «волшебники» из специализированных ИТ-компаний, куда более устойчивы и надежны в работе. Если на облаке идут все рабочие процессы компании (включая электронную переписку), то считайте, что вы получили крепость из монолитного камня, подобраться к которой неприятелю будет крайне сложно.

Почта в облаках: что и по чём?

Итак, вы встали перед выбором: где хранить электронную почту? Еще лет 10-15 назад вам бы ответили, что личный ИТ-отдел и гора железа в офисе послужат крепким бастионом. Сегодня, в условиях кризиса, когда эксперты рынка вынуждены констатировать меньшую доступность ИТ-ресурсов (валютное оборудование подорожало, некоторые поставки вовсе перекрыли), безопасным и экономически разумным решением для бизнеса становятся облачные технологии. Судите сами: практически никто из российских провайдеров этих услуг радикально не увеличил цены на свои сервисы. Прайсы остались рублевыми! И это действительно одна из главных причин, почему компании без оглядки бегут в офисы поставщиков облачных услуг.

Выбирая хранение электронной почты и др. корпоративно значимой переписки в облаке, необходимо учитывать, что одни провайдеры дают мощности только под почтовую систему, другие предоставляют заказчику возможность получить облако «под ключ» с большим пакетом рабочих программ, сервисов и приложений. С точки зрения удобства, безопасности и экономии, последний вариант не оставляет места для конкуренции первому.

Представьте: все программы, все документы, все полотна писем и сообщений собраны под одной крышей. Вам поступает запрос на копию документа – и вы тут же кликаете «отправить» в корпоративном почтовом клиенте. В этом случае рабочий процесс целостен, и рабочие задачи выстраиваются на одной волне. Так, как если бы серверы, айтишники и др., находились прямо под вашим столом.

К слову о серверах и айтишниках. Ценники на добротные серверы уровня ИТ-компаний начинаются от 100 тыс. руб. Слабенькое оборудование можно приобрести приблизительно за 12 тыс. руб. Правда, работа пользователей на такой площадке будет, мягко говоря, слабенькой. Дальше, если вы заводите в офисе админа и радуете его среднячковой зарплатой от 30 тыс. руб., то ваши расходы на работу систем и ее безопасность как минимум повышаются в несколько раз по сравнению с тем, во сколько обходится облачное обслуживание.

Посчитали? А теперь посмотрите на цены провайдеров. В компании «Глобал Офис» аренда облака (удаленного сервера или виртуального облака) стоит от 8,7 тыс. руб. При этом не нужно тратиться на сервер в офис и ежемесячно платить айтишнику за его ценное присутствие рядом с вами. Рабочие программы (1С, Microsoft Office и др.) к облаку прилагаются. В хранилище объемом до 1000 Тб (!) при необходимости можно установить дополнительные программы вроде Skype, КонсультантПлюс, Банк Клиент, CRM-системы, софт для учета рабочего времени и др. Это, кстати, важное отличие услуги «Аренда сервера» от Microsoft Office 365, которая распространяется с подачи Билла Гейтса. Однако ее функционал как удаленного офиса очень ограничен – «офисным» софтом: установка дополнительных программ невозможна. Ни за какие коврижки.

Если вы арендуете полноценное облако, то это повышает ваши шансы на мощную защиту от атак. Сверх стандартного пакета, к примеру, можно добавить программы по защите персональных данных. На страже безопасности также стоят шифры, шифры и еще раз шифры. Не только электронная почта, но и данные видеоконференций, содержание мессенджеров и пр. корпоративных каналов полностью шифруются, не позволяя расплескаться наружу ни одному биту информации. Вдобавок к этому каждый день все данные копируются на резервные диски, гарантируя восстановление даже в случае непредвиденных потерь на выделенном или виртуальном сервере.

Напоследок важное замечание для тех, кто дорожит информационным здоровьем своей компании. Рынок облачных технологий – один из немногих на сегодняшний день сегментов ИТ, который в кризисное время показывает мощный рост. Сильные поставщики облачных услуг остались в игре и продолжают крепко стоять на ногах. А это значит, что ваши информационные тылы не останутся без надежной защиты. Несмотря на валютные курсы.

К. Мартынова 
 руководитель проекта
 компании «Глобал Офис»
Полезная статья?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Материалы по теме:

Архивы без границ в 21 веке
Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru