Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Главная > Новости > Российские новости > Беларусь не может себе позволить прежний объем госсубсидий из- за дисбалансов в макроэкономике

Беларусь не может себе позволить прежний объем госсубсидий из- за дисбалансов в макроэкономике

Прочитать позже   Отправить по e-mail

Всемирный банк (ВБ) рекомендует белорусским властям провести комплексную реформу бюджета в целях сокращения госрасходов и снижения налоговой нагрузки.

Всемирный банк (ВБ) рекомендует белорусским властям провести комплексную реформу бюджета в целях сокращения госрасходов и снижения налоговой нагрузки, сообщается в пресс-релизе белорусского офиса ВБ по итогам состоявшейся во вторник в Минске презентации нового доклада Всемирного банка "Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста".

Доклад является первой частью двухэтапного обзора государственных расходов, в котором предложены варианты проведения фискальных реформ. Рекомендации направлены на сокращение масштаба государственного управления экономикой и уменьшение доли госсектора при одновременном принятии мер по смягчению последствий реформ для наиболее уязвимых категорий населения.

"Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора по- прежнему составляют около 44% ВВП, что примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5 процентов выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики", - процитирована в пресс-релизе Галина Андронова-Винселетт, старший экономист Всемирного банка и руководитель группы экспертов по подготовке доклада. "В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов", - подчеркивает эксперт.

В докладе представлены рекомендации в отношении необходимых преобразований по отдельным направлениям бюджета, а именно в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период.

При этом эксперты ВБ настаивают на скорейшем реформировании бюджетного сектора вместе с незамедлительной макроэкономической корректировкой, учитывая опасно низкий уровень резервов и быстрое ослабление обменного курса. "В настоящее время в условиях нестабильной макроэкономической среды Белоруссия испытывает давление на бюджет, которое связано с необходимостью одновременно бороться с серьезными дисбалансами и углублять структурные реформы", - сказано в докладе.

"Низкий явный дефицит бюджета в Беларуси дает лишь частичное представление об общем состоянии бюджета и фискальных рисках", - отмечают авторы доклада и обещают провести оценку истинного размера общего сальдо бюджета в следующем этапе обзора.

Между тем, они подчеркивают квазифискальный характер финансирования госпрограмм, осуществляемый через госбанки на льготных условиях с последующей компенсацией потерь банков из бюджета. По данным исследования, в 2009-2010 годах кредитование госпрограмм ежегодно увеличивалось на 60%. К концу 2010 года более 60% выданных банками кредитов были связаны с финансированием госпрограмм. По оценке, в 2010 году финансирование госпрограмм составило 8,5% ВВП, а сумма задолженности по таким кредитам в прошлом году составила 25,5% BBП, просроченная задолженность госпредприятий перед госбанками в рамках финансирования госпрограмм на конец года превысила 15% ВВП.

В частности, ВБ рекомендует правительству Беларуси сократить расходы на сельское хозяйство, которые превышают 10% общих бюджетных ассигнований. "Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки", - сказано в докладе. Эксперты ВБ подчеркивают, что сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует комплекса фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования сельскохозяйственной отрасли, сказано в докладе.

Эксперты также рекомендуют пересмотреть несправедливые, по их мнению, энергетические субсидии. По данным ВБ, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости импорта энергоресурсов из России. "Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции", - сказано в докладе.

В докладе также отмечается, что в Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. Существующий категориальный механизм социальной помощи приводит к тому, что значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы, сказано в докладе.

Эксперты ВБ также подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы в Беларуси. "Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров", - отмечают эксперты ВБ. В связи с этим они предлагают повысить пенсионный возраст, заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки пенсионных взносов и ввести условно-накопительные счета.

В целом, по оценке экспертов, на долю субсидий и трансфертов в Беларуси в среднем за период 2003-2011 годов приходилось 22% совокупных расходов бюджета. Более 12% этих расходов представляют собой трансферты на соцстрах и иные программы социальной защиты, остальные практически равномерно распределены между субсидированием производителей и потребителей.

Авторы доклада также констатируют, что "действующие в Беларуси ставки налогов выше, чем в большинстве стран региона и это негативно влияет на конкурентоспособность". "Дальнейшие налоговые реформы следует нацелить на отмену оставшихся налоговых льгот и искажений при акценте на снижении действующих ставок по основным прямым налогам, таким, как налоги на прибыль и налоги на фонд оплаты труда", - сказано в докладе.

По материалам сайта http://afn.by/news/i/159421

Дата публикации: 07.11.11

Полезная новость?
Да / Нет
Прочитать позже В избранное Отправить по e-mail
  • Поделиться в соцсетях:
Только зарегистрированные участники могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Сервисы

Все сервисы

Ваши идеи

Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.

Информационный портал НААР создан сообществом экспертов архивной отрасли РФ. Целью портала является сбор и обобщение, а также анализ всей информации, размещенной в Интернете и в других источниках, имеющей отношение к документам.
На сайте размещены свежие новости и пресс-релизы архивных компаний России, СНГ и зарубежья.

© 2016 - архивный портал naar.ru