Прочитать позже Отправить по e-mail
Важным патриотическим, психологическим и имиджевым аспектом восприятия американцами своей конституции является тот факт, что формально она не претерпела никаких изменений с момента принятия 17 сентября 1787 года (если иметь в виду семь ее основных статей). На правах небольшого исторического экскурса напомним, что произошло это событие в филадельфийском Индепенденс-холле, когда делегаты Конституционного конвента под председательством одного из «отцов-основателей» и будущего первого президента США Джорджа Вашингтона большинством голосов одобрили проект главного национального документа. Позднее его же, с разной степенью «скрипа», ратифицировали все 13 существовавших на тот момент штатов.
![]() |
Картина Говарда Чендлера Кристи «Сцена подписания Конституции Соединённых Штатов» |
В основу Конституции США легли адаптированные к реалиям тогдашнего Нового Света идеи крупнейших европейских мыслителей эпохи Просвещения, таких как Монтескьё (который считал, что всякий правитель, сосредоточивший в своих руках неограниченную власть, неизбежно начнет ею злоупотреблять), Гоббс (разработавший так называемую теорию общественного договора), Локк (автор теории естественных прав). По одной – хотя и не общепризнанной – из существующих точек зрения, определенное влияние на дух и букву конституции оказал Великий закон мира ирокезов, якобы дарованный им великим вождем Гайаватой.
Ныне американская конституция считается старейшей из действующих в мире (оговоримся: из тех, что не были «дарованы свыше», то есть по воле единовластного правителя). При этом по результатам опроса авторитетной компании Zogby International только 1 процент американцев не считает свою конституцию современной. Она же – без поправок, коих на данный момент насчитывается 27 (первые 10 из их числа составляют упомянутый выше Билль о правах), – является и рекордно короткой: менее четырех с половиной тысяч слов. Смысл краткости в значительной мере заключается в том, что тем самым широкие полномочия делегируются на уровень руководства непосредственно самих штатов.
В продолжение высказанной ранее мысли о позитивном восприятии неизменности текста основного американского закона отметим следующий факт: в отличие от аналогичных законов многих других стран, содержащиеся в поправках к Конституции США изменения не вносятся в основной текст, и поэтому положения, которые трансформируются или отменяются поправкой, остаются, хотя и утрачивают силу. Американцы, действительно, нешуточно заботятся об имидже своей конституции и поправок к ней: даже единственная фактически отмененная поправка – 18-я, запрещавшая производство и продажу алкоголя (знаменитый «сухой закон», принятый в 1919 году), не была удалена: ее значение объявлялось нулевым 21-й поправкой в 1933 году. Более того, самая последняя из принятых поправок, регламентирующая изменение оплаты деятельности сенаторов и представителей, была предложена еще в 1789 году, а ратифицирована лишь 203 (!) года спустя – в 1992-м.
Не менее красноречивым свидетельством в пользу уважительного до трепетности отношения американцев к своей конституции является история, а точнее география перемещений по стране ее оригинального экземпляра. Первоначальным его «местожительством» в течение трех с лишним десятилетий оставалась «родная» Филадельфия. В 1814 году реликвия была перевезена в город Лисбург, штат Вирджиния. Причиной тому стала война с Британской империей: войска монархии сожгли Вашингтон и угрожали Филадельфии. Во время Второй мировой документ хранился в Форт-Ноксе, штат Кентукки: именно здесь, как всем хорошо известно хотя бы по голливудским боевикам, с 1930-х годов и поныне сосредоточен золотой запас США.
С 1952 года документ, как уже было сказано, находится в здании Национальных архивов (National Archives and Records Administration) в Вашингтоне, на авеню с говорящим само за себя названием. В обычные дни первая и четвертая страницы оригинала конституции экспонируются в герметичном пуленепробиваемом футляре. В него в целях сохранения бумаги закачана специальная смесь (гелий и водяной пар в определенной пропорции). Ночью страницы опускаются в подземное хранилище, где они находятся за пятитонными дверями, способными устоять даже в случае ядерного взрыва. Целиком же текст конституции доступен взорам многочисленной публики лишь один день в году – 17 сентября, в годовщину его подписания составителями. Исключений не делают даже для высоких гостей самого президента Обамы (что лишь укрепляет уважение к незыблемости американских традиций): во время своего мартовского визита в США принц Чарльз и герцогиня Камилла увидели ровно то же, что и рядовые посетители.
![]() |
Сообщение на странице Национальных архивов в Вашингтоне (National Archives and Records Administration) об официальном визите принца Уэльского и герцогини Корнуольской |
![]() |
Ротонду Национального архива ежедневно заполняют посетители, чтобы взглянуть на основополагающие документы американского государства, – Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах |
![]() |
«...с общего одобрения присутствующих штатов семнадцатого сентября тысяча семьсот восемьдесят седьмого года от P.X. и в двенадцатом году независимости Соединенных Штатов Америки. В удостоверение чего мы поставили здесь свои подписи...» |
Казалось бы, попадание в архив должно было означать, что за давностью времен важность исторических текстов пошла на убыль. Ничуть не бывало! Благоговение, которое испытывают американцы перед фундаментальными документами, лежащими в основе их национальной идентичности, сопоставимо с чувствами, вызываемыми у христиан Туринской плащаницей и прочими главными святынями. Скажем больше: сами вашингтонские архивисты прикладывают активные творческие усилия к тому, чтобы символы единения нации не воспринимались как исключительно исторические артефакты, а служили дальнейшему подъему патриотических настроений в американском обществе (и без того известных своей эмоциональностью и искренностью).
Не будем прятать голову в песок и сопоставим: пока многие из практикующихся в родном отечестве приемов воспитания патриотизма у молодого поколения представляют собой заимствования из времен холодной войны, американцы к той же теме подходят весьма нетривиально. Не далее как 25 июля этого года у входа в Музей Национальных архивов поздним вечером выстроилась немаленькая очередь из детей и их родителей, навьюченных спальными мешками и предметами личной гигиены. Все они приготовились провести не киношную, а самую настоящую, в буквальном смысле и без всяких кавычек, ночь в музее.
Девизом мероприятия стали слова «История. Герои. Сокровища». «Временны́м порталом» к истокам американской государственности стала Ротонда в Музее Национальных архивов, где, если быть совсем точным, как раз и представлены оригиналы Конституции США, Билля о правах и Декларации независимости. Дети от 8 лет под предводительством архивистов, переодетых в костюмы крупнейших исторических персонажей, совершили путешествие-квест в прошлое – к ключевым событиям двухвековой и более давности. Причем выражение «прикоснуться к истории», пожалуй, редко когда имело столь буквальное значение.
А как трогательно в конце экскурсии, уже перед сном (прямо на полу Ротонды!), самые младшие из пытливых американцев прощались с великими историческими документами добрым стишком: «Good night, Constitution! Good night, Bill of Rights! Good night, Declaration! Everybody sleep tight!» («Спокойной ночи, Конституция! Спокойной ночи, Билль о правах! Спокойной ночи, Декларация! Все крепко засыпают!»)!.. Трудно не согласиться с одним из организаторов проекта Куки Робертс, которая считает, что опыт личного соприкосновения с достоянием нации окажется незабываемым для всех участников мероприятия: «Эти дети будут помнить о ночи близ конституции, знать и рассказывать истории о ней». Кстати, инициативу архивистов финансово поддержали такие крупнейшие компании, как The Coca-Cola Company, Mars Incorporated, John Hancock Financial, Ridgewells Catering, Control Video и другие. Подобные (или, лучше сказать, бесподобные) ночевки с тех весьма недавних пор проводятся регулярно, и интерес к ним только растет.
А теперь, положа руку на сердце, ответьте: какое мероприятие будет для подростков более интересным, а потому эффективным – ночная экскурсия в главный архив страны к великим историческим документам, которую проводят национальные герои и спонсируют крупнейшие корпорации, или знакомые большинству рутинные уроки мира, знаний, конституции и т. д.? Ответ, скорее всего, очевиден…
***
На сайте научного проекта Constitute (интернет-справочник по всем мировым конституциям), который запустила компании Google, утверждается: «Конституции уникальны настолько же, насколько и народы под их управлением». Хочется верить, что и во всех цивилизованных странах и стремящихся таковыми стать конституции – аналогично американской – будут служить людям живой управляющей силой, а не красивой парадной вывеской. А архивы окажутся не местом «консервации» реликвий, а центром их изучения, популяризации и воспитания пиетета по отношению к ним.
НААР.РУ ©
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.