Прочитать позже Отправить по e-mail
Анализ действующих норм, содержащих разрозненные требования к кадровым документам, позволяет разделить их на три вида:
Вот именно к этому виду кадровых документов и относится должностная инструкция: оформлять не обязательно, но очень желательно
Итак, начать стоит с определения должностной инструкции. Вроде бы все представляют, о чем этот документ, но четкое определение термина знают, скорее всего, единицы.
Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности.
Иными словами, именно должностная инструкция позволяет разграничить права и обязанности сотрудников, а также установить четкое и понятное взаимодействие между представителями различных должностей.
На сегодняшний день оформление должностных инструкций обязательно только для гражданских служащих (ст. 27 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В остальных случаях документ оформляется исключительно по мере необходимости (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0).
Наверное, этот вопрос задают себе многие специалисты. Мы все учились в вузах, знаем, чем нам предстоит заниматься в своей профессии, какие обязанности могут возложить на сотрудника. Так стоит ли подписывать такой документ? Ответ однозначный, да.
Правовое управление Федеральной службы по труду и занятости так разъяснило необходимость должностной инструкции:
«Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя должностная инструкция является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника… Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника. Отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции…»
Проще говоря, должностная инструкция – это документ, который поможет избежать спорных ситуаций, а также значительно упростить процесс их рассмотрения, если подобные ситуации возникнут во время работы.
Приказом Минтруда России от 06.05.2015 № 276н был утвержден профессиональный стандарт «Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией». Он внес заметные коррективы в требования к трудовым функциям делопроизводителей (необходимым знаниям, умениям, действиям). Связано это с постоянным развитием современных информационно-коммуникационных технологий, которые все чаще и активнее внедряются и применяются при работе с документами.
Профессиональный стандарт стал своего рода каркасом для составления должностных инструкций делопроизводителя, секретаря-администратора, секретаря руководителя. В нем прописаны все права и обязанности специалиста, обозначены требуемые уровни знаний и ответственности.
Должностная инструкция, как правило, состоит из пяти разделов:
Профессиональный стандарт «Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией», позволит, опираясь на квалификационные характеристики, разработать более подробную и полезную должностную инструкцию.
Данный раздел должностной инструкции в первой своей части имеет достаточно стандартный перечень необходимых данных:
Особого внимания заслуживает вторая часть, связанная с требованиями к трудовым функциям делопроизводителей. Так, среди необходимых умений, указаны работа со всей совокупностью информационно-документационных ресурсов организации; уверенное использование баз данных, в том числе удаленных; владение справочно-правовыми системами и автоматизированными системами учета, регистрации и контроля; умение применять современные информационно-коммуникационные технологии для работы с документами. Большие требования предъявляются и к необходимым дополнительным знаниям: теперь специалист, занимающий должность делопроизводителя, должен разбираться в системах электронного документооборота, знать современные информационные технологии работы с документами, правила создания и ведения баз данных служебных документов в организации, правила хранения дел, в том числе с документами ограниченного доступа, требования охраны труда и многое другое.
Как ясно из названия, второй раздел должен четко и ясно рассказывать о видах работы, которые необходимо выполнять работнику, занимаемому должность делопроизводителя. Подробно и детально стоит прописать трудовые действия сотрудника в организации работы с документам, их обработкой и хранением.
Работа с документами:
Текущее хранение документов:
Обработка дел для последующего хранения:
Три последних части должностной инструкции не имеют регламентированных указаний. Как правило, в них указываются полномочия работника; устанавливаются критерии оценки работы, формы ответственности за результаты и последствия своей деятельности; прописываются все информационные внутренние и внешние взаимосвязи, необходимые сотруднику для выполнения его работы.
Обращаем ваше внимание! Должностную инструкцию необходимо предоставить сотруднику до того, как он приступит к выполнению своих обязанностей. После ознакомления с документом, работник должен подписать его, выказав, таким образом, свое согласие с квалификационными требованиями, правами и обязанностями, а также с уровнем ответственности и мерами наказания, в случае невыполнения или нарушения должностной инструкции.
Т.В. Войцехович
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.