Прочитать позже Отправить по e-mail
Многие уже знают о том, что облачные сервисы – экономное и комфортное решение для малого и среднего бизнеса, которое в том числе поможет подружиться с кризисом. Но на пути к этому комфорту необходимо осилить бег с препятствиями. Первое: неоднородное множество, в котором требуется найти самую подходящую рабочую единицу. Второе: закон о персональных данных, который ограничил локализацию данных территорией России.
Представьте, что вам нужно внедрить в организации
Хорошая новость заключается в том, что сравнительный инструмент у нас уже есть. На российском рынке его разработкой занимается компания
Startpack – это не просто большой атлас облачных сервисов. В первую очередь платформа будет полезна как инструмент анализа на основе заданных параметров, системы рейтинга и оценки пользователей. Для этого в нужном разделе необходимо задать ключевые критерии отбора:
Изучить список похожих по функционалу систем:
И сравнить их:
В сервис также зашита возможность выбора облачного интегратора, который поможет с внедрением решения, его стыковкой с другими сервисами, отладкой бизнес-процессов и т. п.
Одним из важнейших событий в области информационной безопасности на российском рынке стало вступление в силу с 1 сентября 2015 года закона «О персональных данных». Много обсуждений по поводу закона было связано с зарубежными сервисами, но очень малая доля внимания досталась отечественному рынку облачных решений.
Как сообщали представители Минкомсвязи России, в 2014 году доля импорта бизнес-приложений и интернет-сервисов в корпоративной среде составляла 75% и 50% соответственно. В будущем прогнозируется снижение каждого показателя на 25%.
В связи с изменившейся правовой ситуацией разработчики Startpack добавили в облачный атлас возможность включения фильтра защиты персональных данных. «Пользователи облачных сервисов придерживаются космополитических взглядов, рассматривая несущественность страны создания сервиса как преимущество облачного подхода. Тем не менее, многие предприниматели уже понимают, что законы о персональных данных призваны защитить их информацию от бесконтрольного использования. Так, например, блокировка сервисов Google для жителей Крыма продемонстрировала, как легко можно потерять свои наработки, если сервис соблюдает законы только в рамках собственной юрисдикции», – отметил директор Startpack Алексей Фёдоров.
Новый фильтр скрывает облачные сервисы, которые не ориентированы на российских пользователей и не отвечают российскому законодательству.
Опция включения фильтра доступна в профиле пользователей. При его активации система отображает два вида сервисов:
Если сервис удовлетворяет одному из критериев, он отмечается ярлыком с подсказкой, содержащей ссылку на закон.
Любопытно, что из 958 представленных в Startpack сервисов только 11% соответствуют критериям фильтра защиты персональных данных. Например, по направлению управления проектом только 9 из 112 сервисов подходят под фильтр. Это ПланФикс, Битрикс24, RiskGap, Pyrus, Deloteka, RM+, TimeMaster, Интраворк и Actionspace.
Большая часть разработчиков, которые позаботились о русском интерфейсе и сборе персональных данных по букве закона, работают над сервисами для ведения отношений с клиентами, продаж, бухгалтерии и управления проектами. На рынках туризма и недвижимости заинтересованность в облачных сервисах и защите информации почти отсутствует. Несмотря на то, что есть и игроки (например, U-ON.Travel), и клиенты, спрос на них пока растёт медленными темпами.
Обо всех деталях и тонкостях подумали компании – разработчики медицинских систем: Medesk, Dental Cloud и ClinicIQ. И это неудивительно: в сфере здравоохранения защита персональной информации не может стоять на втором плане.
Если говорить о бизнес-процессах внутри одной организации, то быстрее всего в облако переезжают списки задач, документы и файлы. Спросом пользуются хранилища, средства управления проектом, трекеры задач и инструменты для совместной работы, особенно с документами. Интересно, что известные всем хранилища не спешат подстраиваться под новые требования законодательства. ИТ-решения для некоторых бизнес-задач вовсе не собирают персональные данные. Имеет место и индивидуальная трактовка этого механизма.
Немало зависит и от сферы деятельности компании. Кто-то довольствуется только CRM-системами для работы с клиентами или сервисами для управления складом. И с точки зрения безопасности, это оправдано. Например, МойСклад, Quick Resto, Большая птица, Subtotal и Моё Дело предлагают своим клиентам сервисы с необходимым уровнем защиты.
Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы переносить в облако работу с бухгалтерией и паролями. Так же неохотно они отдают финансовые данные и конфиденциальные сведения.
Судя по росту рынка, активности самих разработчиков облачных сервисов и заказам предпринимателей на внедрение, современный бизнес лишь частично готов к автоматизации бизнес-процессов. Хорошую готовность демонстрируют стартапы. Действующие компании, как правило, более консервативны.
В целом степень готовности российского и украинского рынков чуть ниже, чем зарубежных. Это объясняется в том числе недостаточно развитой сетью партнёров – внедренцев и интеграторов. В основном сказывается отсутствие желания у разработчиков и интеграторов к тесному сотрудничеству.
Опыт общения с партнёрами Startpack показывает, что собственники бизнеса готовы хранить в облаках даже уголовные дела. Однако с доверием бизнеса к облакам есть некоторые проблемы. Вероятно, на решение о переходе к облачным технологиям влияет «сарафанное радио» и рекомендации коллег.
Пока нельзя сказать, каким сервисам – отечественным или зарубежным – российские бизнесмены склонны доверять больше. Главный критерий выбора – удобство решения и его соответствие конкретным бизнес-задачам. Если сервис работает гладко и повышает эффективность корпоративных процессов, то зачастую «национальность» продукта не является определяющей. Однако соответствие актуальным нормам законодательства не последний пункт при выборе облачного сервиса.
Станислав Романов
руководитель отдела продвижения Startpack
Фото:
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.