Прочитать позже Отправить по e-mail
Вместе с учебником английского и высокими наградами семье героя-пилота Петра Колесникова осталась еще пара свидетельств его заграничной командировки: британская карта и рождественское меню с шотландской символикой. И в них – молчания больше, чем слов. Никто достоверно не знал, какая история лежала по ту сторону документов. И мало, кто мог представить, что из этого скромного архива и колоссальной веры взойдет новая большая история, а слова из английской книжки станут пророческими.
Война забрала и людей, и память о них. Какой бы цифрой мы сегодня ни мерили наши потери, в личном измерении они всегда шире и глубже. Многие миллионы на суше и в корабле, за огнеметом и станком, в окопах и на больничных койках, ярко горевшие и бесславно упавшие. Многие миллионы неродившихся судеб и похороненных историй, над которыми то тут, то там свистит ветер перемен. Да, правительство до сих пор официально не отчиталось перед народом о потерях в Великой Отечественной войне. Но повод ли это пускаться в долгие спекуляции о миллионах? Повод ли это кричать о том, что война в России была страшней боев в небе над Англией?
Анну Белорусову, внучку гвардии капитана Колесникова, на берега Туманного Альбиона привели секретные «грифы» семьи. Лондон, Эррол, Данди, Перт др. британские города стали для нее «перевалочными» пунктами на пути в глубины семейной истории. Поиск начался в Подольске с читального зала ЦАМО. Выразительная точка, переходящая в молчаливое многоточие, будет поставлена в Шотландии. Неожиданно для нее и других участников этого «невозможного» архивного путешествия.
На руках были копии военных наград. Поиски лежали через кабинеты архива Минобороны. Но ни официальное письмо архивистам в 2011 году, ни личная поездка в архив в 2012-м не добавили ясности туманным догадкам. В семье капитана Колесникова знали, что учебник, карта и меню были ключами к его секретной командировке в 1943-1944 годах. Где он служил? Что делал на берегах Британии? За ответами на эти вопросы внучка командира авиационного звена Московской авиагруппы особого назначения отправилась в Лондон в январе 2013-го.
В Национальных архивах первой серьезной зацепкой в расследовании стала запись в журнале Королевских ВВС. Из документа следовало, что русские летчики прибыли на авиабазу Эррол в Шотландии для переоборудования английских бомбардировщиков «Албемарл» и тренировочных учений. Но этого было мало. Далее по маршруту легли встречи с архивистами, историками, библиотекарями, журналистами и просто любителями-энтузиастами.
В Великобритании клубок прошлого раскручивался в Архиве Перта, Центральной библиотеке Данди, Музее авиабазы Монтроз. На родине новые свидетельства обнаруживались в стенах РГАСПИ, РГАЭ, РГАВМФ, архивах Росавиации, МВД и музея Внуково. Казалось, происходило невероятное: день за днем почти невесомый архив документов обрастал удивительными открытиями и осязаемыми находками, относящимися ко времени пребывания Петра Колесникова и других советских летчиков в Шотландии.
Три взлетно-посадочные полосы в форме буквы «А», диспетчерская вышка и «домики» на открытой равнинной местности. Горы. Река Тэй. Так авиабаза Эррол встречала летчиков антигитлеровской коалиции в годы войны. В январе 1943 года в Эррол прибыли советские экипажи. В составе командования 21-й учебной летной группы летчиков МАОН расквартировали в яблоневом саду у дороги Эррол-Гранж.
По воспоминаниям сотрудницы авиабазы, русские жили отдельно от других, у них были свои спальные помещения, столовая и офицерский клуб. Предметом восторга и зависти была военная форма советских пилотов, которую сшил портной из соседнего города Данди.
Петр Колесников прибыл на шотландскую авиабазу 4 апреля 1943 года. Герой-летчик 1-й дивизии Транспортных Воздушных Сил, он был участником главных военных действий во время обороны Москвы, блокады Ленинграда, обороны Севастополя, на Белорусском фронте и др. В Эрроле ему, как и другим членам группы, предстояло пройти тренировочный курс по управлению английскими бомбардировщиками «Албемарл» и по утвержденному маршруту доставить самолеты в СССР.
Первый «Албемарл» под управлением советского пилота вылетел из Эррола 3 марта 1943 года. Утром 4 марта его встретили на посадочной полосе Внуково. Увозя с собой хлеб, выпеченный на авиабазе, в ближайший месяц путь из Шотландии в СССР проделали 12 экипажей. Не все испытательные полеты проходили удачно. Один из бомбардировщиков потерпел крушение во время тренировочного полета возле озера Лох-Тей. Другой – пропал без вести. Еще один самолет был сбит над Швецией.
В конце июня учения закончились. Советско-британскую дружбу чествовали во время церемонии чаепития в королевской резиденции в Эдинбурге по приглашению представителя короны лорда Монтроз. Перед отъездом в качестве почетных гостей летчики посетили футбольный матч в Глазго, а в Йорке им представилась возможность наблюдать за секретным вылетом бомбардировщиков «Галифакс» для атаки на Берлин.
В это время планы у верховного командования СССР изменились. Британское правительство было готово передать новые «Албемарл», но советская экспертиза показала, что самолеты нуждаются в доработке, и поэтому с поставкой бомбардировщиков нужно повременить. Новой надеждой советской авиации был «Москито», образец которого Москва попросила у Лондона.
Русские экипажи вернулись в Эррол в октябре 1943 года. Но на этот раз ожидание затягивалось, и «освежающие» полеты на «Албемарл» тяготили летчиков. «Люди живут ответственным и горячим периодом войны, а мы, 50 человек в сомкнутом кругу, духовно питаемся сообщениями по радио», – писал один из членов группы друзьям в конце ноября 1943 года. В декабре русские офицеры были приглашены на рождественский ужин авиабазы. Каждый из них получил меню на русском. Праздничный бланк украшал национальный символ Шотландии – чертополох.
Новый год принес весть о том, что поставки «Албемарл» в СССР были признаны нецелесообразными. В середине марта 1944 года советские летчики отбыли в морские порты Британии, откуда на кораблях прошли до Александрии и из Каира вылетели во Внуково. Несколько дней для встречи с родными – и летчики спешили вернуться на фронт. В конце года «за проявленную отвагу в боях, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» авиадивизия получит почетное наименование 10-й Гвардейской.
Когда жительницу Данди Марию Боден, сержанта Королевских ВВС, спрашивали о том, чем она занималась во время войны, ее ответ приводил друзей в замешательство. Мало, кто мог поверить в то, что на военной авиабазе недалеко от Данди она обеспечивала питанием русских летчиков. «Это невозможно!», – говорили и внучке капитана Колесникова друзья, пораженные далеко идущими путями ее расследования. Ни в Британии, ни в СССР и России история о советских летчиках не имела широкой огласки. На архивных документах долгое время стояли грифы секретности.
Первый прорыв случился в 1985 году. Британская газета The Courier опубликовала сенсационную статью о секретной миссии русских в Шотландии. К Ричарду Моссу, ветерану Королевских ВВС и основателю авиамузея в Кирримьюире, пришла г-жа Боден, утверждавшая, что снабжала борщом и др. «привычным» питанием советских летчиков в Эрроле. В качестве доказательства она передала историку три фотографии.
* * *
Монтроз – первый военный аэродром Британии. И именно здесь, на берегах Северного моря, история о советских летчиках получила первое настоящее пристанище спустя многие годы.
15 мая 2015 года в
НААР.РУ ©
При подготовке данного материала использовалась документальная повесть
«Летчики Особого назначения» Анны Белорусовой, опубликованная
в
Фото: из личного архива
Анны Белорусовой
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.