Прочитать позже Отправить по e-mail
Договор транспортной экспедиции — это соглашение, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет не только распределить ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обеих сторон.
Примерная структура договора транспортной экспедиции состоит из:
Предисловие
При составлении некоторых видов договоров допускается добавлять еще дополнительные разделы.
В договоре о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю могут иметь место два варианта предмета договора, а следовательно, и две его разновидности.
Во-первых, экспедитор, располагая собственными транспортными средствами, скажем грузовыми автомобилями, может, приняв груз от клиента, осуществить его транспортировку в пункт назначения и обеспечить его выдачу получателю. В этом случае перевозка груза не является самостоятельным обязательством, поскольку при таком подходе грузоотправитель и перевозчик совпадают в одном лице (экспедитор), а представляет собой лишь один из элементов обязательства экспедитора, вытекающего из договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю.
В качестве одного из следствий такой структуры обязательства будет являться то, что за неисполнение или ненадлежащее его исполнение, в том числе и в части перевозки экспедируемого груза, экспедитор во всех случаях несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями о гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гл 25 ГК РФ).
Специальное правило о том, что нарушение обязательства по транспортной экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет ответственность экспедитора перед клиентом, определяемую по нормам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ), не будет подлежать применению к правоотношениям сторон, вытекающим из такого договора. Во-вторых, договором может быть предусмотрено, что исполнение обязательства экспедитором по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, должно осуществляться не путем фактической доставки груза в пункт назначения силами самого экспедитора, а посредством заключения последним договоров перевозки с перевозчиками, соответствующими условию договора транспортной экспедиции о транспорте и маршруте, избранных экспедитором или клиентом.
В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих договоров:
Это классическая разновидность транспортно-экспедиционного договора. В соответствии с этим договором экспедитор берет на себя всю полноту ответственности за транспортировочный процесс – от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. То есть клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Экспедитор же может выполнить условия такого договора либо собственными силами, если, например, груз можно доставить в пределах автомобильного сообщения и у экспедитора есть собственный автопарк, либо привлечь третьих лиц: заключить договоры на перевозку, на погрузочно-разгрузочные работы и так далее, если груз следует сложным смешанным маршрутом.
В обоих случаях, согласно статье 805 ГК РФ, ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.
Исключение могут составить случаи, когда договор об обеспечении доставки груза с транспортной компанией заключает грузополучатель, а грузоотправитель обязуется передать груз экспедитору, но при этом доставить его своими силами до определенного места передачи.
При таком варианте обязанности по доставке груза и ответственность за товар переходят к экспедитору в момент получения груза от отправителя. Этот момент имеет большое значение для всех сторон, поскольку он определяет не только передачу груза, но и переход рисков утраты или повреждения товара. Кроме того, документ, фиксирующий передачу груза, является основным документом, подтверждающим принятие на себя экспедитором обязанностей по доставке конкретного груза.
Иногда возникают ситуации, когда представитель экспедитора намеренно завышает данные об объеме или весе полученного груза, а клиент впоследствии получает счет, сумма которого вызывает справедливое удивление. Доказать в таких случаях, что данные о грузе были искажены, крайне сложно, поэтому необходимо поручать передачу груза надежному и квалифицированному персоналу, который сможет проверить сведения, содержащиеся в накладной или акте.
Договор транспортно-экспедиционного обслуживания – тот же вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организации, которая регулярно отправляет партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.
Возможны варианты договора о получении груза от перевозчика в пункте назначения и дальнейшей доставке его получателю.
В такой ситуации оптимальный выбор – заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда отправляется товар. В обязанности экспедитора в данном случае будет входить: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до станции отправления железной дороги и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.
Число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению. Экспедиторские организации могут специализироваться на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций за счет средств клиентов и т.п.
Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, столь разные по своему предмету и содержанию, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, так как предмет всех указанных договоров составляет оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Практические последствия такой квалификации соответствующих правоотношений состоят в том, что эти правоотношения подпадают под действие норм о транспортной экспедиции, содержащихся в главе 41 ГК РФ, и, следовательно, не могут регулироваться общими положениями о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Согласно статье 805 ГК РФ, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом в соответствии со статьей 403 ГК РФ он не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях. Особо в Законе отмечено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
В Законе также указаны условия, при которых экспедитор вправе отступать от указаний клиента, но только в интересах последнего и с обязательным его уведомлением о произведенных действиях в течение суток. Возможно это в случае, если указания клиента неточны или неполны либо экспедитор по независящим от него причинам не имел возможности запросить согласие клиента на отступление или получить ответ в течение суток.
При заключении договора необходимо иметь в виду, что согласно статье 3 Закона, экспедитор, если это предусмотрено договором, имеет все основания удерживать находящийся в его распоряжении груз вплоть до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. А вот ответственность за порчу груза вследствие его удержания экспедитором в таких случаях несет клиент.
Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны также указывают в договоре.
Закон оставляет право выбора вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки различными видами транспорта за клиентом. Однако если клиент отказывается от этого права, экспедитор может самостоятельно определить все условия, но исходя из интересов клиента.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Само собой, что непосредственной обязанностью клиента является своевременное представление экспедитору и полной достоверной информации, и необходимых для прохождения таможенного, санитарного и других видов государственного контроля документов. Содержание такой информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления целесообразно описать в договоре.
Но экспедитору следует иметь в виду, что договор этот является консенсуальным (это сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон). Эта, на первый взгляд, теоретическая характеристика, может иметь серьезные практические последствия в ходе судебного разбирательства по предъявленным претензиям.
Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов. Можно заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.
Согласно статье 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед клиентом по общим правилам, установленным главой 25 ГК РФ. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск.
Однако есть и исключения из этого правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.
Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит расширенный и более подробный перечень оснований ответственности экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки), недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло это вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить.
Ущерб в зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.
Отдельным пунктом можно предусмотреть возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор также обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.
Из статьи 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Законодательно предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Это правило появилось в законе не случайно. Оно призвано оградить клиентов и прежде всего потребителей от недобросовестности некоторых экспедиторских фирм.
Чтобы упростить порядок возмещения убытков, причиненных клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых грузов. В таком случае после выплаты возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса предъявит иск экспедитору и возьмет все судебные хлопоты на себя. Но и экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.
Клиент также несет ответственность перед экспедитором, перечень оснований которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором.
Таковыми основаниями могут послужить:
В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана возместить другой стороне вызванные отказом убытки и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат.
Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:
Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов.