Во середине апреля 1961 года главными героями на обложках советской и мировой прессы стали космонавт Юрий Гагарин, Советский Союз и женщины.
«12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут космический корабль-спутник «Восток» благополучно вернулся на священную землю нашей родины», – сообщали «Известия» в тот исторический день.
«Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич», – передавало ТАСС.
«Чуть меньше полутора часов понадобилось кораблю-спутнику, чтобы пронести первого человека над земным шаром. Когда-то Магеллану пришлось плыть три года по океанам, чтобы обогнуть нашу планету. Космос – иная, быстрая дорога. Полтора часа в мире, который доселе был неведом ни одному человеку. Глазам советского космонавта суждено первый раз увидеть истинную картину неба – незнакомый нам настоящий его цвет, первозданный блеск звезд и солнца», – писали в газете.
По возвращении на Землю Юрий Гагарин докладывал:
Приземление прошло нормально,
чувствую себя хорошо,
травм и ушибов не имею.
Британская газета Daily Mirror подхватила общую тональность дня: «Сегодня газета Daily Mirror чествует русских – и Дикую Утку. Его зовут Юрий Алексеевич Гагарин. Он сын плотника… Сегодня – в то время как мир лежит у его ног – он шагает по Земле, как величайший, храбрейший первопроходец в истории».
Журналисты The Washington Post увидели в первом космическом полете человечества «нечто трагическое»: «Можно задаться вопросом, смог бы человек достичь таких вершин в процессе покорения космоса без стимула военных технологий и холодной войны. И если конфликт и помог добиться этого поразительного научного прогресса, он также некоторым образом ослабил блеск этого достижения. Таким образом, покорение космоса становится скорее побочным продуктом разногласий и провалов человечества на Земле, нежели безупречным результатом научных изысканий».
«Почему не женщины» – так называлась полушутливая заметка британской журналистки Марджери Прупс, которая адресовала публике простой женский вопрос: почему в космос не отправили крепкую русскую девушку? Ее собеседник физик Рэй Кэлверт, не долго думая, ответил: «Я не вижу никаких причин, способных помешать женщинам стать отличными космонавтами. Физической силы тут не требуется». Ученый не растерялся и тогда, когда журналистка указала на то, что все мужчины, проходившие космическую подготовку, были женаты. «Может быть, это самый современный способ убежать от брака», – пошутил он.