Прочитать позже Отправить по e-mail
После смерти прославленного в Мьянме (Бирме) режиссера и сценариста Вунна Маунга уникальное кинонаследие мастера перешло его сыну Оккару Маунгу. Коробки с катушками пленки, тяжелые, как кирпичи, и омертвевшие после долгих лет хранения, всерьез озаботили неподготовленного наследника. Небольшую часть пленок еще можно было спасти: почистить, отреставрировать.
Если они останутся в семейном доме, самоуничтожение архива неизбежно, подумал Оккар Маунг. За помощью в спасении уникальной коллекции он обратился в национальный Архив кино в Янгоне. Но, к своему большому удивлению, обнаружил там не менее печальную картину. В архиве хранились лишь 12 черно-белых и 127 цветных картин.
На полках бирманского архива могли быть сотни кинолент. Производство фильмов началось в стране в 1920-х и достигло расцвета в 1950-1970-х. В этот период, который считается «золотым веком» национального кинематографа, ежегодно появлялись около сотни картин. Сегодня их можно увидеть только по государственному каналу MRTV,
Как рассказал хранитель архива У Бхоне, 139 фильмов, которые в настоящее время находятся на хранении в архиве, являются копиями фильмов, номинированных национальной академией кино или переданных в архив кинокомпаниями. Большая часть первоначальной архивной коллекции была уничтожена в результате циклона «Наргис» в 2008 году. Другие киноленты (на ацетатной пленке) начали разлагаться с выделением характерного едкого уксусного запаха.
Зеленые металлические контейнеры с пленкой хранятся при температуре +20 °C. Оптимальная температура для задержки распада – 0-4 °C, рассказывает Оккар Маунг. При температуре +20 °C и в условиях высокой влажности срок жизни фильмов не превышает 20 лет. С каждым годом испорченных кинолент становится все больше. Виной – устаревшие методы хранения и обеспечения сохранности аудиовизуальных материалов, считает активист. При этом в Бирме нет образовательных программ и курсов в области сохранения кинонаследия. Ни государство, ни частный сектор не проявили к этому интерес.
Образцы кинопленки в Архиве кино в Янгоне, Бирма
В начале 2017 года вместе с шестью кинорежиссерами Оккар Маунг запустил проект «Спасем кино Мьянмара» (Save Myanmar Film). «Кино – это не только о самом кино. Это еще и аудиовизуальный документ, отражающий историю нашего общества», – отметил кинематографист, член инициативной группы и основатель кинофестиваля «Ватханн» (Wathann) Тайд Дхи.
Небрежное отношение государства к кинофонду признал бывший чиновник информационного ведомства. «Наша страна очень неумело решает вопросы сохранения наследия. В недавнем прошлом мы утратили бесценные классические фильмы», – заявил У Миинт Тейн Пе, экс-глава подразделения министерства информации по вопросам развития кино. И хотя Бирма была одной из первых стран в регионе, где появилось кинопроизводство, ее соседи (Таиланд, Камбоджа, Индонезия и Сингапур) сумели создать более функциональные системы управления аудиовизуальным наследием, добавил собеседник издания.
При сотрудничестве Института Гете и Янгонской школы кино команда работает над сохранением старых фильмов. В планах – инвентаризация и восстановление как можно большего числа кинокартин. Одна из проблем, с которой столкнулись организаторы, заключается в низком качестве копий, значительно уступающих пленкам с оригинальным разрешением (например, такие хранятся в MRTV).
Восстановленная в 2013 году цифровая версия фильма Вунна Маунга Tender Are The Feet (Che Phawa Daw Nu Nu) впервые была показана в рамках 64-го Международного кинофестиваля в Берлине в 2014 году. В 2016 году в итальянской лаборатории L’Immagine Ritrovata был восстановлен фильм Маунга Тин Маунга The Emerald Jungle (Mya Ga Naing) 1934 года. В том же году при поддержке французской ассоциации MEMORY! Оккар Маунг прошел шестинедельный курс обучения, организованный Международной федерацией киноархивов.
Но точечной инициативы недостаточно, уверен Оккар Маунг. Необходима поддержка со стороны государства. В мае 2017 года команда проекта встретилась с министром информации с целью ускорить начало работ по сохранению национального кинофонда. Группа получила разрешение провести тщательную проверку фильмов в Архиве кино, чтобы помочь правительству в реализации технических процедур. Министр потребовал более точный план проекта с оценкой стоимости, времени и оборудования, необходимого для осуществления работ.
Дата публикации: 25.08.17
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.