Прочитать позже Отправить по e-mail
За последнее десятилетие в делопроизводстве произошли значительные изменения. Постепенно отходят на второй план бумажные документы и все, что с ними связано, — подписи, печати и архивы. Электронные коммуникации значительно облегчают жизнь руководителям и сотрудникам компаний. Однако, по мнению специалистов, электронная цифровая подпись должна быть усовершенствована.
Как считает Елена Барвицкая, директор петербургского филиала ООО «Такском», в Федеральном законе от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи» есть некоторые недостатки. Во-первых, закон предусматривает использование только одной технологии электронной подписи — технологии асимметричных ключей, которая не соответствует основным принципам международного права регулирования электронных подписей.
Второй недостаток касается сферы действия закона: из нее исключены отношения, не являющиеся гражданско–правовыми сделками. Также закон не согласован с некоторыми законодательными актами Российской Федерации, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности. Все это затрудняет использование электронной подписи в России.
В связи со всеми недостатками был принят новый Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63–ФЗ «Об электронной подписи», который вступил в силу с 8 апреля 2011 года. Пока еще действуют оба закона, но с 1 июля 2012 года новый закон полностью заменит старый.
Новый закон вводит три вида электронной подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. С помощью простой электронной подписи можно подписывать электронный запрос для отправки в госорганы. В основе этой подписи — код, пароль или иные средства, которые подтверждают факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Усиленная неквалифицированная подпись, обязательным условием для которой является использование средств для криптографического преобразования информации, — более надежная, так как она позволяет не только определить лицо, подписавшее электронный документ, но и обнаружить факт внесения изменений после его подписания. Неквалифицированная подпись используется во внутрикорпоративных системах для взаимодействия между сотрудниками и подразделениями.
Самой надежной считается усиленная квалифицированная подпись. Средства этой подписи обязательно должны быть «сертифицированы» уполномоченным органом, а сертификат подписи должен быть создан только аккредитованным Удостоверяющим центром. Важным преимуществом такой подписи является то, что электронный документ с такой подписью всегда признается равнозначным документу на бумажном носителе.
Подобная подпись в настоящее время используется в системах юридически значимого документооборота при представлении отчетности через спецоператора в Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд, Федеральную службу государственной статистики, Фонд социального страхования.
Также она используется при обмене электронными счетами–фактурами и иными документами.
По материалам сайта http://www.dp.ru/a/2011/09/25/Dokumenti_podpishut_jelektr/
Дата публикации: 18.10.11
1. Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
2. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан
Знаете как сделать портал лучше? Поделитесь идеей.